Лодка деревянная самодельная "Великовражка"


    24 июля 2016 года на Волге в селе Великий Враг спущена на воду и испытана традиционная для Волги от Нижнего Новгорода до Лыскова деревянная лодка "великовражка".
    Такие лодки массово строились мастерами этого села и использовались на Волге и других реках в течение не одного столетия.
   
    На фото: Мастер Николай Николаев 22 июля 2017 года показал новую лодку - половинку великовражки, построенную по заказу для использования на реке Пьяне:


Лодка - половина Великовражки. Фото Николая Денисова


    24 июля 2016 года на Волге в селе Великий Враг спущена на воду и испытана традиционная для Волги от Нижнего Новгорода до Лыскова деревянная лодка "великовражка".
    Такие лодки массово строились мастерами этого села и использовались на Волге и других реках в течение не одного столетия.
   
    На фото: Испытание лодки "великовражка" после ее спуска на воду. На веслах - ее изготовитель Николай Николаев:

Лодка деревянная самодельная Великовражка. Фото Николая Денисова


    Изготовитель великовражки Николай Николаев с книгой фотографий фотомастера 19 века Максима Дмитриева.
    Примечательно, что на сборнике фотографий Дмитриева на передней обложке книги - лодка великовражка у села Великий Враг (фото Дмитриева около 1894 года):

Изготовитель великовражки Николай Николаев с книгой фотографий Максима Дмитриева


    Лодка великовражкка: вид сверху с кормы. Великовражка построена к лету 2016 года мастером Николаем Николаевым:

Лодка великовражкка: вид сверху с кормы.


    Великовражки у села Великий Враг (ныне Кстовский район, 1 км ниже г. Кстова). Сейчас вместо деревянного моста - земляная дамба.
    Фото Максима Дмитриева - фотомастера 19 века (фото около 1894 года):

Великовражка. Фото Максима Дмитриева


     Лодки-великовражки на Волге в заливе Старчиха возле Старого Кстова.
     На заднем плане на высоком правом берегу - Карповка (военное училище, НВВСКУ, учебный центр ВС РФ).
     Село Великий Враг ниже по течению на полтора километра (слева). Фото около 1967 года:
Лодки великовражки в Старом Кстове




  • Лодка-великовражка возродится.
    23.07.2012
         В селе Великий Враг Кстовского района Нижегородской области решено изготовить несколько деревянных лодок великовражек. Эти лодки массово использовались волжанами с екатерининских времен до середины семидесятых годов 20-го века.
         С инициативой строительства лодок выступил Безводнинский сельсовет. А начало этой затее, пожалуй, положил Первый фестиваль самодельного маломерного флота "Весла на воду", проведенный в июле 2008 года в Нижегородской области и посвященный лодке-великовражке.
         В организации данного фестиваля активное участие принимал известный нижегородский тележурналист Юрий Немцов, для которого Безводное стало родным.
        
         В статье о фестивале кстовчанин Николай Денисов, выразивший надежду на возрождение этого промысла, дает описание лодки-великовражки:
        
         - Интересен был первый фестиваль самодельного маломерного флота "Весла на воду", начавшийся 26 июля 2008 года в Нижнем Новгороде на Гребном канале, а закончившийся 27 июля у села Великий Враг под Кстово. Посвящен он был лодке-великовражке.
        
         Ода великовражке
        
         Сколько себя помню, столько помню и великовражку. Эти лодки десятками стояли у берега Волги под Старым Кстовом, Великим Врагом, Зименками, Безводным, Работками. Помню, как с родителями переправлялся на великовражке на левый берег за ягодами, за черемухой, за шиповником. Как с ребятами переезжал Волгу, чтобы идти за карасями на озера Синицыно и Заездное. Перевозчик дядя Леша брал с нас, пацанов, по пятачку, со взрослых - десять копеек. И великовражки тогда составляли серьезную конкуренцию парому ПС, или попросту - "галоше", перевозившей кстовчан на левый берег, поближе к природе.
         В Старчихе с лодки мы ловили плотву, окуней, подъязков.

    Лодка великовражка

         И чехонь: с утра до обеда на удочки вдвоем с братом удавалось поймать ее штук триста. А еще ловили леща на подпуска на краю фарватера. Перебравшись на лодке на песчаный левый берег или острова, вели ловлю чехони на "резинку" и "карусель".
         Устойчивая была эта лодка на волнах, возникавших и в непогоду, и от многочисленных в ту пору буксиров, толкачей, барж, пароходов и теплоходов. Стоило сделать несколько гребков и поднять весла - и великовражка по инерции проплывала не один десяток метров. Если лодка была сделана по всем правилам, без перекосов, след от нее на водной глади представлял прямую линию, без увода в сторону. Сзади, за кормой, у нее не образовывались буруны и завихрения - так продумана была ее конструкция. Найдите хоть одно другое маломерное судно, чтобы оно так же не оставляло след за кормой. Разве что байдарка.
         Сообщение через Волгу многие годы осуществлялось именно с помощью великовражек. Еще по большой воде, сразу после схода большого льда, лодки спускались на воду. Чтобы не разбить форштевень о проплывающие еще льдины, да и о крупный галечник или причал, форштевень обивали листом железа.
         Помню, в середине мая мы, школьники, мальчишки и девчонки числом до десятка, в Зименках садились в великовражку и плыли на ту сторону, к затопленным еще кустам. Жители сел с высокого правого берега ездили на левый пологий и на острова за сеном, дровами, за грибами-ягодами. И даже доить коров.
         Ставили на великовражку сначала стационарные моторы-пускачи. Сидит рулевой на корме, перед ним закрытый досками отсек для мотора, а впереди - места для пассажиров и груза. Потом появились подвесные моторы "Стрела", "Москва". Они хорошо крепились на транец великовражек.

    Лодка великовражка с мотором


         Вернувшись из ССО (студенческого строительного отряда), я не долго раздумывал, на что потратить заработанные деньги: на модный тогда магнитофон или мотор для лодки, - купил "Ветерок-8". На нем и вниз по Волге (под Безводное, до Кадниц и Работок, на Ватому), и вверх - до Подновья и затона 40 лет Октября. Когда я ушел в армию, брат приобрел "Ветерок-12". Эти моторы как раз подходили для лодок такого водоизмещения в отличие от "Нептуна" и "Вихря", предназначенных для скоростных "Казанок" и "Прогрессов".
         Именно благодаря великовражке на широком волжском просторе у меня родилась мечта выйти в море, посмотреть океан, испытать себя во время жесточайшего шторма. В одном из моих морских рассказов "На безрыбье и кальмар рыба", напечатанном в газете "Ершович", есть упоминание о великовражке, стоявшей у берега в Лягушихе под Безводным.
         У многих друзей и знакомых из Великого Врага на сеновалах и в сараях до сих пор лежат детали для сборки великовражек. Одним из известных местных мастеров по изготовлению таких лодок был Сергей Васильевич Николаев, перенявший дело от своего отца. Бывало, за год он изготавливал несколько таких лодок на заказ. А последнюю сделал в начале восьмидесятых, уже в возрасте семидесяти лет. Не скажу, что жив еще промысел изготовления таких лодок, но то, что его еще можно возродить - это точно.
         Толчком к этому, думаю, послужит состоявшийся благодаря нижегородским активистам, собравшим самодельщиков со всей области, фестиваль самодельных маломерных судов.
         С сайта http://rybolovnn.ru/archive/gsc/2008/150/pervyy_oblastnoy/
        
         Изготовленные в Великом Враге лодки будут передны в музей села и начнут использоваться культурно-историческим клубом.
         Изготовит великовражки мастер-лодочник Николай Юрьевич Николаев. Первую лодку - великовражку намечено спустить на воду в начале сентября 2012 года.

      Главная

  • Copyright © 2001 - 2015 г. Николай ДЕНИСОВ denisovn@narod.ru
    При использовании любых материалов сайта ссылка на dvnigmi.narod.ru обязательна.
    Рейтинг@Mail.ru www.NNOV.ru - Сайт для нижегородцев