Дивные в Дивееве монашки
(Исповедь начинающего паломника)
Братья и сестры! Братаны! В аккурат после Яблочного Спаса попал я
на экскурсию в Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Стоящее, я вам
скажу, дело!
В Новом Дивеевском соборе шла служба, а священнослужители исповедовали
толпившихся в очередь прихожанок и отпускали грехи. Один из
них, облокотясь то ли на трибуну, то ли на конторку и внимая покаяниям
грешниц, хитро улыбался. Выслушав одну младую деву, он прижал ее лоб к
священной книге, накрыл голову чем-то вроде полотенца, молвил слово
божие и перекрестил. У другой просмотрел принесенный ею список грехов
и, слушая, медленно порвал на клочки. У третьей я, грешный, подсмотрел
в список: было тесно от народу, а я оказался рядом.
Пронумерованные сорок пять грехов начинались с "смотрю телевозор"
и "нарушала пост". В середине - "пила вино и водку". А в самом конце -
"спала с мужиками". Вот так вот, было от чего улыбаться святому отцу.
Кто хотел, в Троицком соборе также в очередь прикладывались к
святым мощам Преподобного Серафима Саровского. Страждущих было много,
и дежурная монашка не позволяла задерживаться дольше нормы. А в специальном
окошечке можно было получить "масло из лампады от мощей Серафима Саровского" и
"сухарики из чугунка". И даже отведать постной монашеской пищи в трапезной для паломников.
Затем экскурсовод повела нас на знаменитую здесь "Канавку Царицы
Небесной", уже за пределами нынешнего монастыря. Нужно было пройти
вокруг школьного двора, по углам которого стояли распятия, а по периметру - вековые то ли осины, то ли
тополя. Паломницы лобызали кресты,
прислонялись спинами к деревьям, напитываясь небесной энергией, по пути твердя молитву. На дальней стороне
двора они в очередь кто чем, кто
алюминиевой ложкой в полуметровой яме набирали святую землю.
Когда мы, завершив "крестный ход", вернулись на исходную, на
"старте" уже стояла другая команда. Одна паломница-активистка сняла
туфли и велела разуться своему отроку. Так они в носках и пошли. Их
последовательницы, видно, не очень слушавшие экскурсовода, взяли пример с впередпошедшей и тоже, без
обуви, в колготках двинулись в путь.
Они, мученики, еще не ведали, что босиком придется преодолеть с километр.
Паломницы прикладывались устами где только можно. Так, у Казанской церкви - к березе. Но не просто
к стволу, кому где заблагорассудится, а к длинному наросту на нем. В воротах монастыря встретился
довольно назойливый глухонемой, просивший подаяние. А через полчаса,
когда он общался с приятелем - уже в другом месте - у него вдруг прорезался голос.
Две дивные молодые послушницы везли допотопную тачку с провизией.
- Девчонки, а вас на выходные домой отпускают? - спросил я. Одна
посмелее и постарше бросила:
- Лучше помог бы.
Другая, посмиреннее и посимпатичней, тихо промолвила:
- Здесь монастырь, а не интернат.
Я помог им перетащить тележку через выступ дорожки.
- Прости меня, брат, - промолвила "смиренная", видно, почувствовав грех за сравнение
с интернатом.
Впрочем, дивными оказались не только монашки, но и многие следящие за фигурой паломницы.
Нас привезли на святой источник Серафима Саровского. У часовни Преподобного Серафима встречала надпись: "Сестры,
убедительная просьба окунаться в сорочках или халатах. Ведите себя
достойно сего святого места". И сестры свято чли вышеозначенное наставление, входя или прыгая
в воду (как никак третья декада августа, да
и дождь) в ночных сорочках от 44-го до 64-го размера. А уже выйдя из
купели, обнажались на берегу, переодеваясь в сухое.
Следует отметить, что окунуться в святой источник прибыли паломники не только из Нижнего
- на экскурсионных автобусах стояли рязанс-
кие, саратовские и прочие номера. А на обратном пути похожая на "персидскую княжну"
экскурсоводша Ирина объявила, что в монастырь и на источник, для полного счастья, нужно приезжать
три раза. Так что вперед,
братаны, в Дивеево! Какие дивные там монашки! И паломницы!
***
|